Детские впечатления

Повествования

Шульц Надежда
Воспоминания в год 1997

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Рассказики детей

Григорий.
2008-март-апрель

Григорий.
2007-декабрь

Байки от Григория

от августа 2007 года

от сентября 2006 года

от марта 2006 года

от марта 2005 года

от мая 2004 года

от февраля 2003 года

Увидите фото, если щелкните на имя-заголовок.

Митя
4г. + 7м.

Дед рассказывает Мите сказку.
Он говорит, что Митя собрал из конструктора Лего самолет. Тут Митя возражает. Мол, не так.
Дед: "А как?
Митя: "Надо все по порядку. Сначала Митя идет по улице. Потом видит магазин, где Лего. Митя заходит в магазин. А там много-много всяких коробок. И в каждой коробке лего. Понял? Рассказывай подробно.
Дед рассказывает подробно. В конце-концов Митя построил вертолет и полетел на нем. А тут ему навстречу Змей-Горыныч.
Здесь Митя опять вмешивается: "А в вертолете Митя?"
Ответ краток: "Да"
Митя: "Змея-Горыныча не надо".

Митя
2г. + 9м.

Митя страшный спорщик. Пришел к деду в дом и увидел на стене в рамках фотографии. Стал сразу называть, кто на них изображен.
Это папа. Это папа и Гриша. Это мама и Митя.
Дед поправляет, что это мама и Юля.
Нет, Митя.
Дед поясняет, что это Юля того же возраста, как сейчас Митя.
Митя тычет пальцем в картинку и продолжает утверждать: "Это я! Это Митя!"
Дед продолжает объяснять, а Митя начинает раздражаться и продолжает утверждать свое.
Переубедить не удалось.

Гриша
8л. + 3м.

Сидим за столом, обедаем. Гриша спешит, так как должен придти приятель.
И что будете делать?
Конечно, играть.
А беседовать о чем?
Ну, мало ли о чем. Девочка, которую любит Андрей, не обращает на него внимания.
Грише дается совет, чтобы тот нарисовал что-нибудь, а потом подарил своей любимой.
Гриша в смущении. А разве хорошо это обсуждать с приятелем?
И получает ответ, что с настоящими друзьями надо всем делиться. А тем более советоваться в таких важных вещах.
Гриша вспоминает девочку Свету, с которой он дружил. Она все еще нравится ему. Но она-то не уделяет больше ему внимания.
А о Свете я могу с ним говорить?
И получает исчерпывающий ответ.
Конечно, если ты ему доверяешь, как верному другу.
Тут Гриша подытоживает:
"А ведь и верно. А как-то так и не подумал".

Юля
6л.. + 5м.

Юля разговаривает на улице с дедом и мечтает о том, как будет проводить лето в Турции. Она вспоминает шведский стол.
А какую пищу нужно заказывать у моря? Об этом спрашивает дед. Юля задумалась.
Дед объясняет, что надо заказать акулу, крабов и устриц. Юля расспрашивает об этом. А потом соображает, что на шведском столе такой пищи не будет. Дед предлагает попросить, чтобы папа нашел то место, где такая пища есть.
Юля несколько раз повторяет названия, чтобы запомнить. А потом вдруг говорит: "Дед, ты напиши список".
Дед ей в ответ: "Ты умеешь писать. Вот и запиши, что тебе нужно".
Юля побежала в комнату и принесла бумагу с фломастерами: "Дед, диктуй! Чтобы я записала правильно". Записала, а потом решила все это проиллюстрировать. Получился не просто список, а полноценный рисунок.

Митя
2г. + 5м.

Митя открывает тетрадь для учебы, в которой когда-то работала Юля. Он тычет пальчиком в картинки и называет их, как умеет. Здесь есть мика, то есть медведь. Здесь есть баба, то есть бабочка.
И вдруг тычет в пустое место и говорит: "Бибика".
Его поправляют "Здесь нет машины".
Митя продолжает упорствовать. Он очень любит машины. Он ни в одной книге не пропускает той страницы, где есть машина. Любимые его книги те, где много машин.
Ему продолжают возражать, что на этой странице машины нет.
Тогда он резко вскакивает. Бежит к столу Юли. Берет карандаш. А потом рисует машину.
Точнее, на странице было два кружочка. Он их соединяет линиями, изображающие кузов машины. Потом рисует фары. Говорит:
"Вот бибика. Фара. Колесо. Колесо".
И потом еще и еще раз берет тетрадь для учебы, обязательно открывает эту страницу и говорит: "Бибика".

Юля
5л. + 10м.

Юля посещает подготовительный класс. Гриша учится в той же школе во втором классе. Юля обычно находится в той же комнате, где Гриша делает уроки.
Грише даются устно примеры на сложение. Он еще не четко помнит таблицу сложения, поэтому иногда долго думает. Бывает, что и ошибается.
Юля ухитряется правильно сложить быстрее Гриши. А потом еще раз это делает.
После этого она заявляет:
"Это мне надо ходить во второй класс, а Грише нужно посещать подготовительный".

Митя
2г. + 2м.

Митя еще путает звуки, но старается произносить уже осмысленные тексты. Говорит много, но понять его можно далеко не всегда.

Приходит дед. Митя говорит вопросительным тоном:
- Бака?
Дед:
- Не понимаю.
Митя опять:
- Бака? Бака?
Дед:
- Не понимаю. Скажи, как нужно. Я понимаю только русский язык.
Митя задумался. Сосредоточился. Потом произнес:
- Баба где?
Теперь уже все понятно.

Митя и Гриша много занимаются вместе. Гриша много уделяет Мите времени. Причем, делает это с удовольствием. Иногда делает что-то ему наперекор. Вот и сейчас лег на надувной матрац, куда Митя собирался прыгать со стола. Митя начинает пищать и капризничать. Он тем самым просит дать ему прыгнуть на матрац. Гриша как бы не понимает. Тут Митя говорит приказным тоном:
- Гриша! Уроки!
При этом показывает жестом на стол, за которым Гриша обычно делает домашние задания.

Юля
5л. + 8м.

Юля постоянно фантазирует.
Причем, в любой ситуации. Если ей что-то рассказали, то тут же появляется маленький рассказик.

Она спрашивает об анализах. Она помнит, что у нее брали анализ крови. Тут же показывает руку и ищет там следы укола. А потом рассказывает.
У одной девочки брали кровь. На анализ. Но так много брали, что она совсем осталась без крови и умерла.
Приходится ей пояснять, что такого быть не может.

А вот другой случай.
Юля взяла старую тетрадь для заданий. Эта тетрадь осталась еще с прошлого года. Она начинает заполнять те задания, которые там не были ею выполнены. При этом сама для себя рассказывает.
Учительница мне говорит: "Плохо, Юля. Ты не выполнила задание". Вот я их теперь и выполняю. У меня все задания будут выполнены. А как же я их могла выполнить? Я подошла к маме. А мама говорит: "Отстань, мне некогда". Я подошла к папе. А папа говорит: "Юлечка, видишь, я сейчас сильно занят. Потом". Вот я делаю сейчас задания.

Юля
4г. + 10м.

Юля любит из любого услышанного сюжета или факта сразу же начать строить собственное повествование.
Пришла домой с улицы и говорит, что живот с ней разговаривал. Трудно узнать, откуда это пришло к ней на ум. Дед решил отвлечь от данного факта, рассказав о чревовещателях. Ответная реакция последовала сразу. Юля стала сочинять.
Когда я была совсем маленькая. Мне был всего один год. Мы ходили в театр. Там были куклы...
Дед возразил, что в один год она не могла быть в театре. И привел в качестве примера Митю, который уже перевалил через год.
Реакция была незамедлительной.
Я ошиблась. Мне было тогда два годика.
А потом последовал рассказик о том, что там был актер и колобок. У актера рот был закрыт, а колобок все время раскрывал рот и пел.

Митя
1г. + 2м.

Митя полюбил порядок. Он играет с взрослыми в конструктор. Потом вдруг резко кладет все детали конструктора обратно в короб и идет взять машинки. Это означает, что он перестал играть в одно, а перешел к другой игре. Делает это решительно. Именно решительно. Он знает, что он хочет, поэтому настаивает именно на этом. Его обычно бесполезно уговаривать. Решил - будет добиваться. И при этом и за порядком следит.
Дед прошел в тапочках в комнату. Лег на диван, тапочки снял, думая, что Митя залезет к нему. Митя же, увидев тапочки, начал что-то сердито говорить на только ему понятном языке. Дед отнес тапочки к двери. Тогда он подошел к тапочкам, посмотрел на то место, где они были ранее, а после этого развел руками: мол, теперь нормально. А потом уже полез к деду на диван.

Гриша и Митя
6л. + 7м. и 1г. + 1м.

Мама кормит Митю. Митя отказывается есть. Тогда мама высаживает Митю со словами: "Не хочешь, не надо. Гуляй голодный".
Гриша в это время жует свой любимый восьмизерновой хлеб. Он протягивает его Мите. Митя с удовольствием начинает его есть.
Мама: "Зачем ты дал Мите хлеб?"
Гриша: "Мой брат не должен быть голодным.

Гриша начал понимать, что такое деньги. Скопил уже 26 рублей. Дед Юра спрашивает у Гриши: "И что на них купишь? Как долго придется копить, чтобы смог приобрести то, что хочешь?"
Гриша: "А что на них купишь? Я смотрел в магазине. На карандаши, пожалуй, хватит. Я лучше куплю что-нибудь Мите. Его машинки дешевые".

Гриша загораживает Митю от деда. При этом говорит брату: "Правда, Митя, ты меня больше любишь, чем деда?"

Митя
11м.

Мите скоро год. Уже самостоятельно передвигается. Обычно живет без пустышки, но иногда ее требует.
Дед у него отобрал пустышку и положил на стол. Митя поднял крик. Дед не реагирует.
Митя видит пустышку на столе. Подползает. Встает на ноги и дотягивается до пустышки.
А после этого, зажав ее в руке, с гордостью смотрит на деда, а на лице его написано: вот, захотел и сам взял. Уже понимает, что может быть самостоятельным. А, самое интересное, что как бы и способен гордиться этим.

Гриша
6л. + 4м.

Гриша утвердительно:
Дед, а ты постоянно говоришь "Ну, да".
Дед отвечает: "Ну, да".
Далее дед на любую фразу Гришу говорит: "Ну, да".
В конце концов, Гриша не выдерживает и говорит: "Дед! А ты ведь сам мне говорил, что если шутка долго продолжается, то она переходит в глупость".
Дед признался в своей оплошности.

Митя
6м.

Спокоен. Все время улыбается. Капризничает в основном, когда хочет спать или есть. Вроде бы никаких особых эмоций кроме естественных потребностей.
Гуляем. Митя спит. Шумы казалось бы на него не действуют. Рядом идет охранник с собакой. Собака лает на пьяного нарушителя. И вдруг во сне он заволновался, и потекли слезы.
Оказывается, переживает, даже во сне.
Пришли домой. Митю кормят. Юля в это время начала рыдать по поводу занозы в руке. Митя отказывается есть. Известны гримасы, на которые он реагирует и смеется. Здесь же серьезен. Ни есть, ни развлекаться не может. Вынули у Юли занозу, она успокоилась. К Мите вернулось его обычное состояние. С удовольствием смеется и ест.
Оказывается, может не только переживать, но и сопереживать.

Гриша и Юля
6л. и 4г. + 2м.

Взрослые и дети вместе сочиняют сказки. Обычно дети делают небольшие вставочки. К примеру, по сюжету необходимо рассказать стишок, чтобы убежать от лешего, или смешную историю, чтобы убежать от кикиморы.
На сей раз Юля и Гриша по сюжету сказки заснули. Юля сочиняет свой сон. Чуточку задумалась, а потом произносит:
"Приехала бабушка. Начала печь пироги. Я ей помогала. А потом мы их ели. И я, и бабушка, и Гриша, и Митя, и мама, и папа. Все, сон закончился"
Ну, а теперь какой сон приснился Грише?
Здесь Юля сразу оживилась и вытаращила глаза:
"Монстры. Такие страшные. Они утащили Митю, а Гриша побежал спасать Митю. Он убил монстров и спас нашего Митю".

Интересуемся о том, кем Гриша хотел бы стать, как станет взрослым. Ответ:
"Сыщиком". Поясняется, что для этого нужно много учиться, много знать. Иначе сыщик не будет успешным.
Быстрая ответная реакция:
"Ну, тогда проще. Поваром"

На улице сочиняем сказку. Грише она так понравилась, что он за обедом решил кратко пересказать ее маме:
Жила-была девочка. Она не хотела учиться, а хотела только играть и гулять. Ей это нравилось. Она подрастала. Подрастали и ее подруги. В какой-то момент подруги перестали звать ее на совместные игры. Игры требовали новых знаний, а она их не имела. Девочка все реже могла играть с другими детьми. Вечерами ей становилось скучно, поэтому она начинала плакать. Лицо ее покрывалось морщинами от слез. Поэтому ей стало стыдно показываться на улицу. Как-то вся в слезах она пошла в лес. Увидела там заброшенную избушку и поселилась в ней. Со скуки стала ломать ветки. А так как ничему не обучилась, то из веток смогла сделать только метлу. И так она сидела у окошка, а рядом с домиком стояла ее метла. Мимо шли грибники. Увидели девочку в окошке, а решили, что это старуха. Ведь лицо-то было все в морщинах. И нос стал от слез крючком. Волосы не чесаны. Да еще рядом метла. Они и решили, что это Баба Яга. Перестали в ту часть леса ходить, и своим детям запретили. Поэтому та часть леса заросла. Все же считали, что в той непроходимой чаще живет Баба Яга.
Юля с большим вниманием выслушала пересказ сказки. А в конце, когда Григорий закончил, она вдруг резюмировала:
"Я все поняла. Плакать нельзя. Иначе будут морщины".

Гриша
5л.+11м

Гриша гуляет с дедом.
"Дед! У тебя в голове много маленьких клеточек. И в каждой из них находится шутка. Поэтому ты большой шутник".
Идут дальше.
"А в моей голове сидит диск. На него все записывается. Поэтому я все запоминаю".

Гриша и Юля
5л.+10м и 3г.+11м

Дед шутит за обедом. Он произносит пародию на стихотворение А. Барто:
"Зайку стукнула хозяйка.
Без зубов остался зайка.
Весь бедняжечка иссох.
Грызть морковку он не мог.
"
Григорий сразу заявляет: "Прикольно, дед". А после комплимента деду сразу добавляет: "А ведь, Юлька, это про тебя. Это ты хозяйка.".
Юля в ответ: "И ты стукал зайку".
Григорий на это: "Так у меня же лишь глаза вот такие стали". И он показывает жестом, что зрачки зайки остановились у переносицы. Такой заяц с глазами у переносицы был у них реально. Григорий доволен своей находчивостью.
На этом шутка вроде бы закончилась.
Но вот прошло несколько дней. Юля и дед гуляют. Дед рассказывает сказку, где доброта исправила Бабу Ягу. Та стала хорошей. Юля внимательно слушает. Потом произносит:
"Дед, ты добрый. И бабушка добрая. И мама с папой добрые. И я добрая. Гриша меня обижает, а я ему прощаю. Значит, и я добрая."

Гриша
5 лет.+9м

Дедушка читает книгу Носова. Прочли рассказ, а потом посмотрели оглавление.
Гриша вспомнил, что папа ему читал рассказ "Тук-тук", где герой рассказа Мишка напуган ночью стуками по крыше. Потом все стало ясно. Это птицы клевали ягоды.
Гриша вдруг говорит: "А помнишь, дед, ты сочинял рассказ про Гришечку и Юлечку. Так там, на чердаке, был ежик, который нас напугал ночью. Похоже на "Тук-тук". Правда?"
Так дедушку первый раз поймали на плагиате.
Правда, дедушка не скрывал, что для ежедневного сочинительства про Юлечку и Гришечку он не обычно использовал чужие сюжеты.

Юля
3г.+10м

Дедушка сделал рисунок. Юля должна его закрасить. Закрасила человечков.
Свои действия комментирует: "Это Юлечка, это - Гриша, это - мама, это - папа. Дедушка, а где же Митя?"
Дедушка понимает свою оплошность, пытается выкрутиться: "А Митя остался дома".
Ответ Юлю не удовлетворил: "Он маленький. Не может быть дома. Может быть, он у мамы в животике?".
Дедушка упорствует: "Мы его потому и оставили, так как он еще маленький".
Юля: "Он должен быть с нами!"
Потом делает паузу и уже решительно добавляет: "Все! Я решила так! Он еще у мамы в животике".
Раскрашивает дальше. На рисунке - пруд. Закрашивает его синим. Лодку с лодочником не закрасила. А уточку закрасила синим. Поняла свою оплошность. Рассуждает:
"Это я специально уточку закрасила. Это она просто нырнула в воду".
Чувствует, что что-то не так. Добавляет:
"Она там своих утеночков ищет".

Гриша и Юля
5л.+8м и 3г.+10м

Утро, завтрак, надо принести сок из подвала.
Мама: Гриша, принеси сок, чтобы дедушка вам налил.
Уходит.
Гриша: Не хочу идти за соком (вдогонку маме)... Юля, иди ты за соком.
Юля: Не пойду.
Гриша: Раньше я все время ходил за соком, а теперь ты иди.
Юля: Это нечестно, Гриша. Я была маленькая, поэтому не могла ходить за соком.
Гриша: Хорошо, тогда будем ходить по очереди: вчера я ходил, сегодня ты иди.
Юля: Ты не хочешь - и я не хочу.
Гриша: Как я предлагаю, это справедливо.
Юля: А я не согласна.
Дедушка: Идем, Юлечка, спустимся вместе.
Спустились и принесли сок.
Вечером в доме отключили свет. Дед предлагает поесть фрукты, дети идут на кухню.
Юля: Фрукты не хочу, хочу сок.
Дедушка: Сок в подвале, там темно, света нет.
Юля: Вот фонарик, я с фонариком схожу.
Дедушка: Пошли вместе.
Гриша: Я схожу с фонариком.
Дедушка: Утром не сходил - и сейчас сиди.

Гриша
5л.+8м.

Дед: "Гриша, что в школе у вас было интересного?"
Гриша: "Да там все то же самое."
Дед: "Но все-таки что-то новенькое есть?" Гриша: " И нового ничего нет. /Вдруг радостно./ А вспомнил: Мне пятерку поставили."
Дед, зная, то оценки не ставят, спрашивает: "А что значит пятерка?"
Гриша: "А это высшая оценка за то, что ты сделал."
Дед: "А разве вам оценки ставят?"
Гриша: "Ну, преподаватель так сказал - это ты сделал на пятерку."
Дед: " А по какому предмету?"
Гриша: "По карате."
Дед: "А как вы занимаетесь карате?"
Гриша: "Ну, преподаватель что-то показывает, а мы потом боремся."
Дед: "А с кем ты борешься?"
Гриша: "С Гришей." Дед знает, что в классе действительно есть еще один Гриша: "Как же ты с Гришей борешься?"
Гриша: "Преподаватель нам объяснил, чтобы мы друг друга не изувечили. Я могу высоко ногу поднимать, даже до головы достать. /Показывает./ Но я так не делаю. Удар ногой очень сильный. А преподаватель следит, чтобы мы правильно боролись."
Дед: "А девочки что в это время делают?"
Гриша: "А у них в это время бальные танцы" Вечером дед с удовольствием говорит отцу, что хорошо, что у Гриши есть карате, а у девочек танцы. Отец спокойно отвечает, что в школе этого ничего нет, что все это Гришины фантазии. На другой день Гриша, рассказывая о школе, сравнивает ее с детским садом - все то же.

Гриша
5л.+7м.

Гриша ставит пастилу вертикально: "Это у меня двухэтажный дом.
Дед: Почему двухэтажный?
Гриша: Дедушка, а сколько этажей в доме, в котором ты живешь?
Дед: Девять.
Гриша: А на каком этаже ты живешь?
Дед: На пятом.
Гриша: Вот и меня в школе спрашивают, на каком этаже я живу. А я говорю, я в поселке Вешки живу. А они говорят, мы не спрашиваем, где ты живешь, а на каком этаже ты живешь. А я и говорю - "Я же сказал, в поселке, а там на всех этажах живут".

Юля
3г.+6м.

Дед дает пастилу, которая выдается ограниченно, по одной штуке в день. Юля, которая в последнее время говорит не смолкая, сидит и рассуждает: "Дедушка дал мне пастилу. Я ее всю съела. Мама мне пастилу не даст. А я скажу маме: "Дедушка дал мне сыр. Сыр я съела. Мама, дай мне пастилу!. Так я обману маму. Значит, я обманщица. Дедушка, обманщицей быть плохо?"
Дедушка: Плохо.
Юля: "А я хочу быть хорошей девочкой. /Громко, чтобы услышала мама на втором этаже./ Мама, мама, дедушка дал мне пастилу, и я ее съела".

Гриша и Юля
5л.+3м и 3г.+5м

Наша Юлечка (только так она себя называет) слывет за оптимистку и жизнерадостного ребенка. А тут дед заметил, как у нее утром капали слезки.
Дед: Что случилось?
Юля: Гриша сказал, что он мне рот пластырем заклеит.
Дед уточняет у Гриши. Он быстро объяснил, что это он так лишь пошутил и добавил:
Гриша: Да у меня и пластыря нету. Где я его достану?
Девочка успокоилась. Я дед забыл об этом маленьком недоразумении. Тем более, что дети любят друг друга, скачают друг без друга, обычно устраивают совместные игры.
Но вдруг вечером Гриша задает деду вопрос:
- Дедушка, а что бы ты сделал, если бы бабушка все время говорила и говорила? Ты ей скажешь, чтоб немного помолчала, а она опять говорит и говорит. Весь день. Так же нельзя ни на чем сосредоточиться.
Оказалось, что проблема не столь очевидна. Для Григория, видимо, существует проблема. Думал, как сформулировать передо мной. Ох, не все так просто. Думают, размышляют, доводя до точных формулировок.

Юля
3г.+3м

Гуляем по парку. Дед, как обычно, взял морковь, яблоки, хлеб и баранки. Кормим лошадок и рыбок, а также сами жуем яблоки и баранки. Юля уронила кусок яблока. Подняла и подходит к деду, чтобы понять, как поступить в такой ситуации. Дед, конечно, забросил его, сказав, что пусть ежик подберет. Через полчаса девочка расстроилась, так как уронила последнюю баранку. Ну, бывает. Наблюдала, думала о своем, вот и забыла о зажатом в кулачке уличном удовольствии. Сильно расстроилась. Дед ее успокаивает. Объясняет, что всех покормили, а про птичек забыли. И вот Юлечка такая умница.
Пришли домой. Сразу идет к маме, делится своими впечатлениями.
- Было интересно. Мы покормили лошадок и рыбок. А я еще покормила ежика и птичек.
Так она сумела сохранить хорошее настроение, оправдав себя при неудачах. Небось, всю дорогу об этом думала, чтобы маме доложить.

Юля
2г.+11м

Юля все больше осознает себя личностью. Она нормально воспринимает дошкольное учреждение. Делится о своих впечатлениях. Утверждает, что там у нее есть подруга. Вроде бы не жалуется. Но дед услышал, как она говорила Григорию: "Гриша, а Коля меня сегодня обижал". Это она не ябедничает, а то бы сказала маме. Она просто с ним делилась своими переживаниями.
В день рождения, когда все сидели за столом, вдруг встала, пошла и принесла горшок. Уселась на него. Дед делает ей замечание: "Юля, у тебя крыша не поехала, что ты при всех уселась?" А она спокойно, с чувством собственного достоинства отвечает: "В день рождения меня все называют Юлечка". Но при этом логику соблюдает, продолжив: "Там же я не слышу, о чем вы говорите".

Гриша и Юля
4г.+8м и 2г.+10м

Юля становится все более самостоятельной. Григорий зажал ее ногами, а она пищала и вырывалась. Эта игра у них еще с тех времен, когда Юля только ползала. Она вырвалась, а Григорий обращается к ней: "Правда, Юля, это было здорово?".
Она села и размеренно ему внушает: "Нет, Гриша, ты вел себя плохо".
Григорий решил пойти на попятную. Они любят вместе сесть за стол, Юля при этом заказывает, что рисовать, а Григорий что-то изображает не бумаге. Поэтому Григорий ей предлагает: "Пойдем порисуем".
Но не тут-то было. Юля требует большего и произносит: "Сначала, Гриша, надо сказать: Юлечка, прости меня, я не буду так больше поступать".

Гриша
5л.+1м.

Гости пристали к Григорию с просьбой сообщить, кем он собирается быть, когда вырастет. Пытались ему подсказать, мол, военным, строителем, шофером. Но он проявил самостоятельность и ответил: "Какая разница. Главное - я буду интеллектуалом".
Языком владеет все лучше, употребляя уже сложные речевые выражения. Он говорит деду на улице: "Здесь дед осторожнее, а то костей потом не соберешь". Потом, осознав смысл устоявшегося выражения, юморит: "А как я соберу эти кости? Я же не взял с собой сумки. А без тебя меня мама отругает".

Гриша и Юля
4г.+8м и 2г.+10м

Григорий ведет светскую беседу за обедом для Юли. Объясняет ей, что она будет расти, потом пойдет в школу, потом окончит институт, станет большой и родит детей. Юле хочется прервать его монолог. Она добавляет, что будет печь пироги. Но Григорий ее поправляет, что мамы воспитывают детей, а пироги пекут бабушки. Тогда Юле интересно, что же будет делать Григорий. И здесь находится ответ: он будет много работать, а дети будут скучать и ждать его с работы.

Гриша
4г.+8м.

Психологи пишут о ролевых функциях. Это хорошо видно по нашему интеллектуалу. Григорий, выполняя функцию бабушки, произносит: "Дед, помоги Юле одеться, она же не умеет завязывать шнурки". Если же он просит для себя, то это будет звучать так: "Дедушка, пойдем, пожалуйста, посмотрим мотогонки в парке". А, нарисовав танки с самолетами на листе, он произносит то, что сказал бы в детском саду: "Юрий Борисович, посмотрите на мой рисунок".

Юля
1г.+10м

У Юли стали появляться девичьи наклонности. Уже с удовольствием играет в куклы. А на новогоднем празднике, где было где-то около 70 детей, соблазнила молодого человека (старше - на полтора года). Он, получив подарок, искал Юлю и стал ее угощать (его мама сказала, что он не мог успокоиться, пока не нашел).

Гриша и Юля
2г.+4м. и 6м.

Юля очень любит болтать (в отличие от Григория в том же возрасте). Очень подвижна. Оставили ее на полу (вчера, на ковре в связи с жарой), а сами собрали себе обед во дворе. Когда же вернулись, то она была вне ковра. Мы так и не поняли, сделала ли она первые ползки или смогла перекатом. Радуется жизни, улыбчива. Дед с Григорием доставляют ей удовольствие, улюлюкая с ней. Но настоящий восторг у нее вызывает, когда дед целую ей ручки, а Григорий в то же время - ножки.
У Григория же уже есть первая любовь к девочке Алине. Я говорю: "Пошли гулять!". На что он отвечает: "Там Алина" и сразу тащит свои шмотки для прогулки.

АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ

Никольские Екатерина и Николай

Шульц Надежда и Никольский Борис

Шевченко Софья

Рудченко Анастасия и Иван

Никольские Элеонора, Наталья, Маргарита, Юрий, Лариса

Никольский Антон

Мелихова Ирина

Елена Кирилловна, Анатолий Сергеевич

Елена Кирилловна с мамой

Елена Андреевна Крылова (урожд. Волостных)
Кирилл Александрович Клинков
Валентина Викторовна Лактионова

Рисунки детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

ДАЛЕЕ